Никогда не жалуйтесь и никому ничего не объясняйте.
Сегодня была первая лекция по этике, от Бормотовой (лектора) я как всегда в полнейшем восторге! Я как прошлый ее курс с открытым ртом слушала (эстетику), так и этот продолжу : ))
Вообще была воодная лекция, а они, как известно, всегда очень скучные, но только не у нее. Она нам сразу заявила, что принятное определение этики не правильное, если определять ее как науку о морали. Первое: это определение предполагает, что смысл неивестного понятия (этика) должно раскрываться известным (мораль). И второе: определяющее понятие не должно зависит от определяемого.
Понятие "мораль" этим требованиям не удовлетворяет, ибо:
1. терминологически является синонимом этики
2. содержательно в существенной мере зависит от нее.
Т.о. приведнное определение уязвиво сразу в двух отношениях: оно тавтологично, и содержит в себе порочный круг. Ибо определение заключает само в себе смысл о-ПРЕДЕЛ-ение, оно проводит границы где заканчивается то же понятие "этика", и что ей уже не является.
Этимологически слово "этика" имеет три корня.
1) Etos (греч. "место превывания")
Eticos
Etice
2) Mos (латин. "мода") Цецерон был очень взволнован тем, как падает моральны облик римлян, и ввел слово "Мораль"
Moralis, от него в последствии и образовалось слово "Моральный"
Moralitas
3) В XVII в России появляется такое понятие как "Нрав", которое совершенно запутывает все. Нрав - то, что испытывает человек спонтанно, его ввели такие люди как Норндшетем и Даль (один немец, другой поляк - великий и могучий русский язык)
в конеце XVIII века Селизневский вводит понятие "Нравственый"
"Нравстевнность" появляется под чутким руководством Екатерины II и Екатерины Дашковой.
Все три конечных понятия сейчас вполне спокойно используются как синонимы. Хотя не всегда они везде уместны. Например, если вас вызывают на ковер к ректору, но никто ни в жизни не скажет, что "ему читали нравственность", читают мораль, от этого никуда не деться.
Аристотель в IV в до н.э. разделил душу человека на разумную и ВНЕразумную части. Если рассмотреть треугольник Аристотеля, то можно увидеть, что на его вершине находится Разум ("Логос"), олицетворяющий мудрость. Выше срединной черты лежит область дианоэтических добродетелей (в прямом смысле "делать что-то добротно", будь то считать или управлять конем). Ниже срединной черты находится душа и рядом с ней этические добродетели. Левый нижний угол треугольника - это Чувство (Эстезис), олицетворяющий отзывчивость. Правый нижний угол это Воля (Этос), олицетворяющая практичность. Поэтому Аристотель вводит понятие "этический" для обозначения характерных свойств человека, связанных с чувством и волей. За пределами этического - дианоэтическое.
Вообще была воодная лекция, а они, как известно, всегда очень скучные, но только не у нее. Она нам сразу заявила, что принятное определение этики не правильное, если определять ее как науку о морали. Первое: это определение предполагает, что смысл неивестного понятия (этика) должно раскрываться известным (мораль). И второе: определяющее понятие не должно зависит от определяемого.
Понятие "мораль" этим требованиям не удовлетворяет, ибо:
1. терминологически является синонимом этики
2. содержательно в существенной мере зависит от нее.
Т.о. приведнное определение уязвиво сразу в двух отношениях: оно тавтологично, и содержит в себе порочный круг. Ибо определение заключает само в себе смысл о-ПРЕДЕЛ-ение, оно проводит границы где заканчивается то же понятие "этика", и что ей уже не является.
Этимологически слово "этика" имеет три корня.
1) Etos (греч. "место превывания")


2) Mos (латин. "мода") Цецерон был очень взволнован тем, как падает моральны облик римлян, и ввел слово "Мораль"


3) В XVII в России появляется такое понятие как "Нрав", которое совершенно запутывает все. Нрав - то, что испытывает человек спонтанно, его ввели такие люди как Норндшетем и Даль (один немец, другой поляк - великий и могучий русский язык)


Все три конечных понятия сейчас вполне спокойно используются как синонимы. Хотя не всегда они везде уместны. Например, если вас вызывают на ковер к ректору, но никто ни в жизни не скажет, что "ему читали нравственность", читают мораль, от этого никуда не деться.
Аристотель в IV в до н.э. разделил душу человека на разумную и ВНЕразумную части. Если рассмотреть треугольник Аристотеля, то можно увидеть, что на его вершине находится Разум ("Логос"), олицетворяющий мудрость. Выше срединной черты лежит область дианоэтических добродетелей (в прямом смысле "делать что-то добротно", будь то считать или управлять конем). Ниже срединной черты находится душа и рядом с ней этические добродетели. Левый нижний угол треугольника - это Чувство (Эстезис), олицетворяющий отзывчивость. Правый нижний угол это Воля (Этос), олицетворяющая практичность. Поэтому Аристотель вводит понятие "этический" для обозначения характерных свойств человека, связанных с чувством и волей. За пределами этического - дианоэтическое.